Луна-Глоб и Луна-Ресурс, Россия, освоение Луны

Долгое время ни одно государство не возобновляло попытки изучения Луны, о которой разрослось невероятное количество слухов: о базах американцев и пришельцев на ее поверхности. Конечно, Россия не утверждает, что отправляет туда в ближайшей будущем 2 аппарата: Луна-Глоб и Луна-Ресурс, именно для этих целей, но кто их знает. Радует, что пока марсоход Curiosity вроде бы как бороздит просторы Марса, мы тоже не дремлем.

Россию ждет большой прогресс в сфере изучения космоса. В 2015 г. автоматическая межпланетная станция «Луна-Глоб» должна быть запущена с космодрома Восточный. Об этом сегодня сообщил глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

По словам руководителя ведомства, лунная модель станет первым космическим аппаратом, запущенным с нового космодрома в Амурской области. В то же время «Луна-Глоб» станет первым российским лунным зондом.

«У нас есть все основания полагать, что сроки начала эксплуатации космодрома Восточный — 2015 год — будут выполнены. Роскосмосом определено, что в качестве полезной нагрузки первого запуска с космодрома Восточный будет «Луна-Глоб». С него мы и начнем освоение Луны, уже с новым качеством, что прописано в Федеральной космической программе и государственной программе космической деятельности России», — цитирует Поповкина РИА «Новости».

Ожидается, что зонд «Луна-Глоб» будет значительно упрощен и облегчен. Во-первых, его основной задачей станет отработка посадочной платформы. Кроме того, вместо 34 кг научной аппаратуры зонд повезет только 20 килограммов. Во многом меньший вес объясняется тем, что на межпланетной станции не будет буровой установки.

Стоит отметить, что в 2015 г. изучение Луны Россией только начинается. Уже через год к спутнику Земли полетит орбитальный зонд «Луна-Глоб-2″, а уже в 2017-м — тяжелый посадочный аппарат «Луна-Ресурс» с расширенным набором научной аппаратуры, сообщает «Российская газета».

Значимость удачного запуска зондов сложно переоценить. В последнее время Роскосмос преследуют неудачи. После потери автоматической станции «Фобос-Грунт» в ноябре 2011 г. план российских лунных миссий был полностью изменен. Если бы не ЧП, зонд «Луна-Ресурс» отправился бы на Луну уже в этом году, а еще два аппарата «Луна-Глоб» — в 2014-м.

Возрождение интереса к Луне

Действительно, русские «уже некоторое время работают над возрождением своей чрезвычайно успешной лунной программы», – говорит Джеймс Хэд, известный исследователь космоса, сотрудник Департамента геологических наук Университета Брауна.

Хэд изучил архивы лунной программы, в ходе которой бывший Советский Союз успешно завершил три беспилотные миссии на Луну с доставкой образцов (Луна 16, 20 и 24), затем высадил два прекрасно оснащённых инструментами лунохода – Луноход-1 (Луна 17) и Луноход-2 (Луна 21) , и запустил несколько орбитальных аппаратов, – всё это более, чем 35 лет назад.

«Эти основные достижения, доказавшие удивительные возможности роботов, не удалось повторить никому, в том числе и Соединенным Штатам», — утверждает Хэд.

Русские предлагают для своих миссий оригинальные остроумные решения и непривычные инженерные разработки, заглядывая наперёд, с прицелом на полярные спускаемые аппараты и поиск летучих веществ в полярных и приполярных областях, говорит Хэд.

«Весьма вероятно, что миссия с доставкой образцов сосредоточится на открытиях, сделанных предыдущими спускаемыми аппаратами и луноходом в районе полюсов Луны», — продолжает Хэд, – « и займется доставкой образцов с летучими соединениями, используя специальные устройства для их хранения и транспортировки».

Луна-Глоб - аппарат для освоения ЛуныВ планах — возрождение интереса России к Луне. Здесь показан аппарат Луна-Глоб

Предполагаемые места посадки

В Университете Брауна Хэд и его команда в течение многих лет сотрудничают с русскими коллегами из Института космических исследований и Института В. И. Вернадского. Работая вместе, эти команды отобрали варианты посадочных площадок для лунных космических аппаратов, а также возможные маршруты для будущих луноходов и миссий с доставкой лунных образцов.

«Лунная стратегия России явно нацелена на достижение более масштабных национальных целей», — говорит Хэд. Так, вице-премьер России Дмитрий Рогозин недавно заявил, что Россия должна построить большую лунную базу во имя прогресса науки, и что эта «сверхзадача» может содействовать новым прорывам в области науки и проложить новый вектор развития Российской космической программы.

Рогозин заявил, что лунная база, включая космонавтов, должна стать отправной точкой для будущих проектов освоения дальнего космоса.

«В то время как Соединенные Штаты, похоже, отказались от пилотируемых и беспилотных исследований поверхности Луны в ближайшем будущем, русские явно рассматривают их как возможность международного и национального лидерства, а также как двигатель развития технологий», – заключает Хэд. – «И они продвигаются очень быстро».

Трагическая потеря стратегического видения

В октябре прошлого года, Уэсли Хантресс Мл., почетный директор Геофизической лаборатории Института Карнеги в Вашингтоне начал совместную работу с Михаилом Маровым, профессором, академиком РАН, с целью детализировать историю и будущее российской программы беспилотных миссий и планетарных исследований Луны.

Выступая в Арлингтоне, штат Вирджиния, на симпозиуме, посвященном 50-летию планетарных исследований, Хантресс подчеркнул «трагическую потерю стратегического видения, инициативы и компетенции» в реализации беспилотных исследований космоса в бывшем Советском Союзе (ныне России).

Они стали заложниками отсталых технологий в области электроники, неэффективного управления инженерными системами, недостатка наземных систем тестирования и сложной, запутанной, жёсткой государственной системы управления и снабжения, отметил Хантрес.

Как считает Маров, распад бывшего Советского Союза и последовавшие социально-экономические потрясения значительно повлияли на российскую космическую программу, в частности, на освоение Солнечной системы.

Маров подчеркнул в своем выступлении, что космический бюджет России сократился во много раз, и львиная доля его финансирования направляется на поддержку орбитальной станции и программы Мир, стыковки станции Мир и шаттлов и последующее участие в проектах МКС.

«Производственные мощности частично разрушены, кооперационные связи разорваны, множество квалифицированных кадров в области космической науки и техники потеряны», — сообщает Маров.

Извлечённые уроки

Анализируя прошлогодний запуск, разрушение и огненное возвращение на Землю предназначенного для Марса зонда Фобос-Грунт, Маров сказал, что, в основном, сбой был вызван факторами, которые корнями уходят в суровые 1990-е, последствия которых «ещё не преодолены … но уроки уже извлечены».

Вопреки накопившимся проблемам, российская беспилотная космическая программа всё ещё жива. «Сейчас ситуация является гораздо более оптимистичной», – говорит Маров.

Действительно, Россия имеет завидный список достижений в исследованиях Венеры, Луны и кометы Галлея, – пояснил, Марсия Смит, редактор сайта SpacePolicyOnline.com.

«Несмотря на неудачи, Россия сегодня имеет грандиозные планы освоения планет, которые вполне достижимы технически», – сказал Смит, — «но ограничены финансово, что может привести к задержкам в их выполнении и росту интереса к международному сотрудничеству».

Луна-Ресурс - аппарат для освоения ЛуныРоссийская миссия Луна-Ресурс планируется как часть программы возврата к освоению Луны

Поиск других возможностей

Асиф Сиддики, доцент исторического факультета Университета Фордхэм в Нью-Йорке, разделяет эту точку зрения. Область его научных интересов — достижения Советского Союза и России в освоении космоса.

«У русских никогда не было недостатка в грандиозных планах, но список достижений за последние 20 лет, очевидно, не впечатляет,» – говорит Сиддики. – «Я не вижу никаких фундаментальных изменений, которые могли бы повлиять на ситуацию. Несмотря на то, что произошли некоторые положительные сдвиги, такие как совместная работа с Европейским космическим агентством и Индией, похоже, исследуются и другие возможности.

«Неудача с Фобос-Грунт была огромным разочарованием», — продолжает Сиддики, – «поскольку они готовили эту миссию в течение длительного периода времени». В целом, он считает, что космическая отрасль России в настоящее время сталкивается с несколькими проблемами: проблемами контроля качества, в некоторой степени коррупцией и утечкой мозгов, а также проблемами финансирования – туго с деньгами.

«Сложите всё это вместе, и вы получите очень рискованную ситуацию», — предостерегает Сиддики.

http

(8680)