Амазонки

Предлагаю Вам познакомиться с работой французского исследователя Альфреда Рамбо, который описывал удивительных женщин-воинов, амазонок российских просторов, а так же информацию об амазонках Украины, времен Запорожской сечи, рассказанную нашим соотечественником: Иваном Денисюком.

Работа французского историка Альфреда Рамбо (1842-1905 годы) «Живописная история древней и новой России», в той части, где он рассказывает о соседях восточных славян, содержит любопытный рассказ: «Все странно в этих древних народах: одежда, точно заимствованная у допотопной моды; нравы и суеверия, хранящие след первобытных религий, существовавших ранее известного язычества; язык, иногда столь первобытный, что у чувашей, например, нет и тысячи коренных, незаимствованных слов.

Чувашки и черемиски носят на груди две бляшки в виде кирасы и украшают их серебряными монетами, которые переходят из рода в род; нумизмат сделал бы чудесные открытия в этих наследственных монетах. Они завертывают ноги в кусок черного сукна и опутывают их веревкой; считают за стыд показать ноги, как стыдятся татарки показать лицо.

Не смотря на свой воинственный нрав женщина любого народа и племени все-равно остается женщиной, а потому красивая и удобная блузка, великолепно оформленная и приятная к телу — неотъемлемый атрибут лучшей и красивейшей половины рода людского. Отличный выбор есть на на данном интернет ресурсе:  otto.ru

Амазонка

Чувашки носят остроконечную шапочку, похожую на турецкую феску, закрывают, как боевой конь, поясницу медными и металлическими доспехами, накидывают на плечи по праздникам жесткий четырехугольный плащ». Нетрудно заметить, что праздничный костюм чувашек во многом напоминает боевые доспехи времен Античности или раннего Средневековья.

Похожий праздничный костюм за две тысячи километров от Чувашии носят женщины Туркмении. Там его используют прежде всего как танцевальный. Когда танцовщица делает плавные и размеренные движения, покрывающие ее костюм металлические пластинки издают нежный, мелодичный звон.

Некоторые специалисты считают, что такой костюм изначально был создан для танцев и металлические пластинки нашивались только для звукового сопровождения. Однако существует мнение, что в стародавние времена туркменские женщины участвовали в боевых действиях, сражаясь в одном строю со своими мужьями. С принятием ислама эта традиция была изжита, и боевые доспехи постепенно превратились в танцевальный наряд.

Во времена походов Александра Македонского к югу от Аральского моря, которое тогда звалось Оксианским озером, находилось государство Хорасмия со столицей в одноименном городе. «В это же время, — пишет древнеримский историк Арриан в своем труде «Поход Александра», — пришел к Александру и Фарасман, царь хорасмиев, с конницей в полторы тысячи человек.

Фарасман рассказал, что он живет по соседству с племенем колхов и амазонками, и вызвался, если Александр пожелает, ударив на колхов и амазонок, покорить заодно и племена, живущие у Эвксинского (Черного) моря, быть ему проводником и заготовить все необходимое для войска». Подобный удар, будь он воплощен в реальность, в любом случае пришелся бы на территорию близ берегов Каспийского моря и современной Туркмении.

Девицы-богатырицы

Амазонка

Среди жителей Восточно-Европейской (Русской) равнины отец истории Геродот упоминает сарматов — по мнению большинства современных историков, ираноязычное племя. Он писал, что произошли сарматы от скифов и амазонок. У этих племен бытовали весьма странные, а то и откровенно дикие традиции. По крайней мере, у некоторых из них женщина не считалась достигшей совершеннолетия, пока не убьет врага и не закрепит его отрубленную голову у седла своей лошади.

В отличие от соседних народов, сарматские, а позднее и савроматские женщины пользовались изрядной свободой и носили достаточно откровенные одежды. Многие историки считают, что для сарматов долгое время были характерны черты матриархата. Жили эти племена к северу от Кавказских гор и Черного и Каспийского морей.

Когда в XIX веке шла Кавказская война, то она ознаменовалась не только жестокими боевыми столкновениями, но и соприкосновением двух культур: современной русской и архаичной, полуязыческой северокавказской. Уже тогда обращали на себя внимание сохранившиеся у некоторых северокавказских народов древние традиции, когда женщины и мужчины жили отдельными общинами и встречались только в определенное время года для зачатия детей.

Можно вспомнить и полулегендарную — то ли русскую, то ли мордовскую -княгиню Бориславну, жившую в районе Самарской Луки в эпоху раннего Средневековья. На всю округу она была знаменита своей силой и воинственностью. На той же Самарской Луке и поныне живы легенды об усольках — местных бесстрашных амазонках, контролировавших соляное месторождение в районе нынешнего села Усолье. В целом же в русских легендах упоминаются «девицы-богатырицы», носившие название «семиглазки», а также «поляницы».

Главные былинные поляницы — это две Настасьи, супруги Дуная и Добрыни. Силой и находчивостью отличается также Василиса Микулична — жена незадачливого Ставра. Смелостью все три не уступают мужчинам-богатырям, им не занимать умения метко стрелять из лука и сражаться в рукопашном бою. Василиса Микулична с честью выдерживает испытание в меткости и силе, при этом князь Владимир до последнего отказывается верить, что перед ним женщина, признавая ее молодцем Василием Микуличем.

Вероятнее всего, слово «поляница» -однокоренное со словами «поляковать», «поле-. В Древней Руси, когда кому-то «присуждали поле», значило, что ему предстоит поединок, состязание. Писатель и исследователь Дмитрий Михайлович Балашов отмечает, что поляницы из русских былин напоминают конных степных сарматских воительниц: они обычно умелые наездницы и искусные лучницы.

Эта теория объясняет, почему Дунай и Добрыня сначала агрессивно реагируют на появление своих будущих жен, вступая с ними в поединок. А как еще надо было встречать иноземного всадника? Впрочем, в былинах говорится, что все три «девицы-богатырицы» из Ляхии, то есть из Польши. Там и поныне есть город Поляница-Здруй. Впрочем, отметим, что античные авторы порой называли все праславянские земли Сарматией или Скифией.

Следы из допотопного мира?

Вновь углубляясь в древность, отметим, что в Древнем Египте некоторое время существовала закрытая женская жреческая каста, пользовавшаяся весьма дурной репутацией из-за свойственных принадлежащих к ней особам жестокости и развратности. Египет, особенно во времена Древнего царства, отнюдь не замыкался в пределах Нижнего Нила, как это порой принято считать. Сферы влияния Древнего Египта простирались до глубинных районов Сахары, о чем убедительно свидетельствуют фрески Тассили в Алжире, а на севере — до Москвы и Перми, где археологи неоднократно находили скарабеев, древнеегипетское платежное средство в виде жуков. Под власть Египта попадали и земли, населенные амазонками. Именно там египтяне могли нанять на службу воительниц, которые со временем могли составить основу жреческой касты.

В арриановском «Походе Александра», помимо истории с Фарасманом, встречается еще одно упоминание об амазонках. «Рассказывают, — пишет древнеримский историк, — что Атропат, сатрап Мидии, привел к нему сотню женщин; это были, по его словам, амазонки. Одеты они были как мужчины-всадники, только вместо копий держали секиры и легонькие щиты вместо тяжелых. Говорят, что правая грудь у них меньше; во время битвы она наружу. Александр велел убрать их из войска, чтобы македонцы или варвары не придумали чего в издевку над ними, но велел передать их царице, что он сам придет к ней, так как желает иметь от нее детей».

И далее, после критики этой не совсем, по его мнению, правдоподобной информации: «Известен рассказ о том, что к ним [амазонкам] послан был Геракл, который привез в Элладу пояс царицы их Ипполиты, что афиняне под предводительством Тезея первыми одержали победу над этими женщинами, пришедшими в Европу, и отбросили их назад. Битва между афинянами и амазонками изображена Миконом наравне с битвой между афинянами и персами. Геродот часто рассказывает о них, и те, кто произносил похвальное слово афинянам, павшим на войне, упоминали, как об одном из важнейших событий, о сражении афинян с амазонками».

Отметим еще одно любопытное обстоятельство. Говоря о «допотопной моде», Альфред Рамбо вполне мог попасть в самую точку. Дело в том, что ряд средневековых авторов, отталкиваясь, в свою очередь, от произведений античных, называли амазонок в числе противников атлантов в ходе их завоевательного похода против Восточного Средиземноморья и Европы.

Атлантам противостояли главным образом Древний Египет и некий народ, живший на территории Греции, а также… амазонки. Чем закончился тот злополучный поход, хорошо известно из произведений Платона. Боги разгневались, Атлантида погибла, на Землю обрушился великий потоп, и только через две-три тысячи лет человечество вновь начало возрождаться. Так что, вполне возможно, праистория государства амазонок уходит в допотопный мир, загадочный и совершенно нам неизвестный.

Женщины-воины Украины

Украинская амазонка

Рассказывает профессор Иван Денисюк:

- Иван Аксентьевич, существует такой стереотип — украинская женщина предана семье, детям и мужу — единственная её отрада — это молиться, петь песни и плакать. А вы утверждаете о её воинственном характере. Неужели существовали украинские амазонки?
- Да, были. В советские времена историки размещали амазонок на Кавказе или Малой Азии, на побережье Азовского моря, но только не на Украине. Первое известие о дивожёнах уже была в «Повести временных лет». А мне на основе исследования фольклорного материала и изучения исторических печатных источников статей, мемуаров исследователей давности удалось сделать научное открытие, что именно Полесье на Волыни было местом расположения местных амазонок. В селе Тур Ратновского района у Святого озера были найдены курганы женщин-войнов. Но одно женщина-воин ещё не является доказательством для учёных, что она является амазонкой. Упоминания о войске женском нашли в полесских песнях. Известная в селе Тур давняя песня о женском полке:

Круз наше село Турецькоє,
пройшло войсько дивоцькоє …

(Через наше село турецкое,
прошло войско девичье…)

В ней воспевается организованное амазонское войско. В этом женском полку был свой флаг — «хоругвь» и даже полковая музыка — «барабан ». До наших времён дошли старые волынские колядки, которые свидетельствуют о том, что участие женщин в войне было общепринятым явлением. В одной из песен из села Колодяжного рассказывается о трёх вдовьих дочерях, одна из которых идёт на войну и завоёвывает половину турецкого войска. К тому же, как показывает детальное описание, полесские амазонки имели большую грудь, и чтобы во время боя она им не мешала, они закидывали грудь через плечи на спину и стреляли.

- Итак, волынские женщины-войны были мудрее тех знаменитых античных амазонок, которые обрезали одну грудь, чтобы удобно стрелять из лука …

- Сохранился рисунок из Радзивиловской летописи, где изображены женщины в армии Святослава, — рассказывает Тарас Богданович Каляндрук, автор книги «Тайны боевых искусств ». — Есть описание греческих учёных, в 971 году в битве с византийцами среди погибших русинов находили мертвых женщин в мужской одежде, которые воевали наравне с мужчинами. Гораздо позже в мирные времена очевидцы описывают участие женщин в поединках с бродячими борцами.

Рассказывает Тарас Каляндрук:

- Тарас Богданович, а как же такие девушки замуж выходили? Не каждый парень осмелится у неё руки просить …

- А парни и не просили. Наши девушки сами ходили ребят сватать. Французский путешественник Гийом Левассер де Боплан, посетивший наши края в XVII веке, в деталях описал такое сватовство. Девушка идет в дом к родителям парня, которого любит. Она сообщает им о своих чувствах и намерениях обручиться с их сыном. Если же он противится, родители пытаются его уговорить, иначе беды не миновать.

- А что, девка парня бить будет?

- Нет, хуже. Отказать девушке родители не могли. Это означало навлечь на себя беду. Ведь девушка уйдёт оскорбленной, может затаить зло. Правда, сватовство происходило между людьми одного социального положения.

- Чем же объяснить такое положение парня — безволием мужчин?

- Прежде всего высоким положением женщины в обществе, которое было заложено ещё раньше, во времена Древней Руси. Жёны князей занимались внешнеполитической деятельностью. Княгиня Ольга параллельно с князем Игорем посылала от себя послов представлять интересы в Константинополе. Вполне логично, что традиции таки дошли до казацких времен. В ХVІ — ХVІІ веках дворянки любых европейского государства могли позавидовать независимости украинской женщины. В то время, когда теологи и учёные на Западе вели дискуссии на тему, есть ли у женщины душа, богатые и образованные украинки имели равноправие с мужчинами. Женщины были членами церковных братств, учреждали монастыри, школы, издавали книги. Они свободно избирали себе жениха, сами распоряжались своим богатством, управляли им, разрывали неудачные браки и даже воевали.

Вот примеры. Елена Горностаева из княжеского рода учредила Пересопницкий монастырь, где было написано живым разговорным языком знаменитое Пересопницкое Евангелие, на котором Виктор Ющенко давал присягу Президента. Анна Гайский в XVI веке основала Почаевский монастырь, София Черторийска открыла типографию и сама переводила с греческого на украинском Священное Писание. Елизавета Гулевичивна была одной из основательниц Киевского братства, монастыря, школы, больницы для детей.

Временами женщинам приходилось брать оружие в руки, и тогда они ничем не уступали мужчинам. Анна Борзобагата-Красенська управляла казной Луцкой епархии. Когда против неё выступило ополчение, она надела на себя панцирь и во главе своего собственного войска разгромила противника. Волынская княгиня София Ружинская возглавила 60-ти тысячные военные отряды и под музыкальное сопровождение приступом взяла в 1608 году замок князей Корецких.

- Так почему тогда казаки не пускали женщин в Запорожскую Сечь?

- Истории известны мужские и женские военные союзы. Сечь была традиционным мужским союзом. А это как мужской монастырь. Однако на казацких иконах, хоругвях они изображали Пресвятую Покрову Богородицу, свою защитницу и хранительницу. И бой начинали лишь тогда, когда все казаки дружно помолились Пресвятой Богородице.

(4745)