Аненербе и НКВД на Эльбрусе

Тайное подразделение германских войск Аненербе, созданное с целью поиска мистических мест и артефактов, побывало так же на Кавказе, на горе Эльбрус. Они пытались найти «ментальную калитку» в мистический и загадочный город Шамбала

Семьдесят лет назад 13 февраля 1943 года с вершины Эльбруса были сброшены фашистские символы, а еще через четыре дня на нее был водружен государственный флаг СССР. Эти факты общеизвестны. Гораздо менее известно, что к этим двум военным операциям, а также к мистическим событиям, которые произошли здесь, самое прямое отношение имели одна из самых закрытых и секретных гитлеровских организаций «Аненербе» и не менее секретное управление НКВД.

В канун Великой Отечественной войны между СССР и Германией, точнее, между руководством этих государств, помимо политической, была еще одна сфера противостояния — борьба за… помощь сверхъестественных сил. Не секрет, что и Сталин, и Гитлер были склонны к мистицизму и уделяли немало внимания и средств изучению оккультных наук. У немцев этим занимался сверхсекретный институт «Аненербе». Патронировал его лично Гиммлер, рейхсмарок на его работу выделялось, может быть, даже больше, чем на создание «ФАУ» и атомной бомбы. Активно действовали в этом направлении и советские спецслужбы, входившие в структуру ВЧК-ОГПУ-НКВД. Курировал эти исследования начальник спецотдела ВЧК Глеб Бокий. Среди прочего его сотрудники занимались поисками не только следов древних цивилизаций, но и таинственной страны Шамбалы.

Шамбала для всех эзотериков — мистическое место, войдя в которое можно стать сверхчеловеком. Главный вход в него находится на Тибете. Но есть в этот потусторонний мир и «боковые калитки», через которые с Шамбалой можно соединиться на ментальном уровне. По мнению немецких оккультистов, таковые есть и на Эльбрусе. Не случайно они называли его горой ариев. А вот и другие параллели. На тибетских знаменах вход в Шамбалу изображается в виде плоской вершины, как будто торчащей из воды. У вас не возникает аналогии с Атлантидой? А вот с Эльбрусом такая есть. Например, пик Калицкого. Названа эта вершина, торчащая из середины огромного ледового озера, в честь альпиниста, побывавшего здесь в 30-х годах прошлого века. А вот на Тибете есть священная гора Большой Кайлас. Считается, что где-то на ней и находится вход в Шамбалу, попасть в которую так стремился Гитлер. Вас не смущает еще и эта параллель? Надо ли после этого удивляться, что в августе 1942-го, в самый разгар битвы за Кавказ, когда фашисты рвались к Туапсе, в Грузию и нефтеносный Азербайджан, в самый разгар боев за Орджоникидзе (Владикавказ), овладение которым открывало путь в Закавказье, немецкое командование вдруг совершило странный маневр: сняло с фронта 4 дивизии — более 40 тысяч человек — и бросило их (в том числе гордость вермахта — горнострелковую дивизию «Эдельвейс») на никому не нужный в стратегическом отношении Эльбрус.

Впрочем, и в поведении советского командования в отношении этого района было много непонятного. На это обратил внимание более чем осведомленный в военных тайнах генерал Штеменко. В годы войны он возглавлял Оперативное управление Генерального штаба, после войны несколько лет был начальником Генштаба, затем руководил Главным разведу-правлением. Вот что написал он в своих воспоминаниях: «Главный Кавказский хребет не входил в зону действий ни Черноморской, ни Северной группы. При штабе фронта был образован особый орган, именовавшийся штабом войск обороны Кавказского хребта. Возглавлял его генерал Г. Петров из НКВД. Фактически этот штаб подменял Управление 46-й армии. Зачем?» Чем занималось НКВД в те годы в этом районе — неизвестно. Можно лишь предполагать, что его сотрудники за чем-то наблюдали. А наблюдать здесь было за чем. Эльбрус издавна был окружен многочисленными легендами. В одной из них его именуют «горой счастья» и сообщают, что тот, кто, несмотря на все опасности, достигнет его вершины, исполнится чудесной силы. Достижение вершины Эльбруса Гитлер воспринимал как предвестие Последней Битвы сил Добра и Зла, а вообще Кавказ — как Ось мира, в которой сходятся начало и конец человечества, место встречи положительных и отрицательных сил. Немецкие астрологи, видя особое расположение фюрера к Эльбрусу, нагадали, что, как только флаги рейха взовьются над этой «крышей Европы», Страна Советов рухнет под сокрушительными ударами вермахта. Поэтому, когда 21 августа 1942 года командир группы «Эдельвейс» баварец капитан Хайнц Гроот воткнул в вершину Эльбруса немецкий флаг, геббельсовская пропагандистская машина раструбила на весь мир об этом восхождении. Под фотографиями была подпись: «Под ногами капитана Гроота — поверженная Европа!». А сам Гроот был награжден Рыцарским Крестом. О пребывании немцев в Приэльбрусье среди местных жителей в свое время ходило много легенд. Альпинисты, побывавшие здесь значительно позже, говорили, например, о том, что немцы отыскали здесь загадочное мистическое место с высокой энергетикой — уже упоминавшуюся нами «калитку» в Шамбалу — и устроили оккультную лабораторию. В нее якобы однажды даже завезли группу тибетских лам, которые проводили там медитативные занятия, пытаясь постичь, а возможно, изменить будущее. Их привезли туда на «Фокке-вуль-фах», оборудовав для этого на одном из плато небольшой секретный аэродром.

Но случилось неожиданное. По одной из версий, во время медитации (происходила она во время битвы за Сталинград) ламы увидели не грядущее торжество фюрера, а советские танки на улицах Берлина. Тибетских предсказателей, естественно, тут же ликвидировали и похоронили, совершив при этом некий загадочный обряд.

Знаменателен другой факт. В самом начале войны группа советских спортсменов-альпинистов обратилась в Генштаб с предложением использовать их для обучения бойцов в частях, дислоцированных в горных районах. Был среди них и молодой ученый Александр Гусев. Вскоре он получил назначение и стал отвечать за горную подготовку бойцов 9-й горнострелковой дивизии.

В январе 1943 года капитан Гусев, находившийся в те дни после неудачного парашютного прыжка на излечении в Тбилиси, получил приказ штаба фронта. В нем было сказано: «С группой… выехать по маршруту Тбилиси — Орджоникидзе — Нальчик — Терскол для выполнения специального задания в районе Эльбруса по… снятию фашистских вымпелов с вершин и установлению государственных флагов СССР». Отряд из лучших альпинистов страны был сформирован более чем оперативно. О том, что такое Эльбрус зимой, много раз рассказывал мне мой старый знакомый — мастер спорта по туризму, опытный горовосходитель, покоривший практически все вершины страны, инструктор одного из сочинских военных санаториев Виктор Марвани. Он поднимался на Эльбрус и летом, и зимой. «В феврале это — кавказская Антарктида с морозом до минус 50 градусов, ураганным ветром и километрами отполированных им крутых ледяных склонов», — рассказывал он. Подтверждает это в своих воспоминаниях и сам капитан Гусев. «Приют одиннадцати» был поврежден бомбами, — пишет он. — Метеостанция разрушена. Повсюду снег и поврежденные огневые точки. Ураганный ветер бушевал почти неделю. Кончались продукты». Но, несмотря на это, 13 февраля 1943 года шесть альпинистов под командованием лейтенанта Н. Гусака сбросили фашистские стяги с западной вершины Эльбруса, а спустя четыре дня — 17 февраля — группа под командованием самого Гусева водрузила флаг СССР на самой крутой — восточной.

Прошли годы. После войны Хайнц Гроот работал в Германии судьей по гражданским делам и даже составил путеводитель по Альпам. Доктор физико-математических наук, профессор Александр Михайлович Гусев заведовал кафедрой на физическом факультете МГУ, руководил институтом прикладной геофизики. В свое время их разделяли идеология, воспитание, линия фронта. Связало их одно — восхождение в годы войны на Эльбрус. Они никогда не встречались, но знали друг о друге и даже переписывались. И умерли оба в один год — 1994-й.

После войны в этом районе Приэльбрусья, судя по разным источникам, тоже не все было понятно. Советские войска провели зачистку территории, убрали стоявшие здесь немецкие антенны и до 60-х годов объявили ее режимной зоной, даже местных пастухов с отарами пускали далеко не везде. Но постепенно строгость ослабла. Участники одной из экспедиций, руководимой Вячеславом Токаревым, прошли от поселка Верхний Баксан по горным ущельям через перевал Чаткара на высоте более 4 тысяч метров и… попали, как вспоминали потом альпинисты, в Затерянный мир. У уже упоминавшегося пика Калицкого одна из трех вершин была явно искусственной и удивительно напоминала фигуру человека, склонившегося над каменной книгой. Обнаружили горовосходители площадки культовых святилищ, место, похожее на алтарь, жертвенник, несколько явно рукотворных столбов, напоминающих фигуру воина в шлеме.

А вот на южном склоне пика альпинисты наткнулись на множество пещерных полостей, заполненных горючим вулканическим газом. Именно эти газы, а не высота горы или технические сложности становятся, по мнению специалистов, главным препятствием на пути к вершинам Эльбруса для некоторых восходителей, чувствительных к их воздействию. Как тут не вспомнить древнегреческих Дельфийских оракулов. Судя по историческим источникам, именно надышавшись выходящими из-под земли газами, они погружались в наркотический транс и начинали предсказывать будущее. Может, именно это и стало причиной того, почему сотрудники «Аненербе» привезли сюда из Тибета лам-предсказателей? Во всяком случае, правду они от них узнали: спустя полтора года, как и увидели ламы, советские танки в победном марше прошли по улицам Берлина.

(10431)