21.12.12 , 21 декабря 2012 года, конец света — самые популярные поисковые запросы на всех языках во всем мире, в последние 6 месяцев. Неужели действительно человечество ждет что-то ужасное? А может это какой-то эксперимент с человеческим сознанием в самых крупных масштабах в истории? Эта версия вполне имеет право на жизнь.

СМИ на протяжении последних нескольких лет целенаправленно дезинформируют и запугивают людей. Чей заказ они выполняют? Кому нужна неуверенность человечества в завтрашнем дне? Кому выгодно, чтоб человек перестал думать о насущных проблемах пропитания и условиях проживания, и стал думать о том, что от него не зависит? Почему слухи о близком конце попадают в общество в те периоды, когда мир стоит на пороге войн, финансовых кризисов и неурожаев? И действительно крах экономики выглядит не так страшно как вторжение инопланетян или всемирный потоп.

Можно ли предположить, что «Конец Света 2012″ это беспрецедентный в мировой истории эксперимент в сфере применения социального гипноза, и других техник манипуляций сознанием, с целью отвлечения внимания от глобальных негативных событий на мировой экономической и политической арене? Даты несостоявшихся «концов света» и события в мировой экономике: существует ли между ними взаимосвязь? Как влияют на эмоциональное состояние общества, новости о грядущем конце света? Стоит ли ждать всплеска суицидов, ритуальных убийств, роста преступности в ближайшее время?

На эти и ряд других вопросов ответят эксперты в области истории, экономики и религии. Участники круглого стола:

— Сергей Зенкевич, доктор военных наук, профессор;
— Валерий Коровин, политолог;
— Марина Мчедлова, ведущий научный сотрудник, ученый секретарь Центра «Религия в современном обществе» ИС РАН, доктор политических наук;
— Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук;
— Сергей Гриняев, генеральный директор АНО «Центр стратегических оценок и прогнозов».

Был, есть и будет

По поводу вопроса о том, грядёт ли Апокалипсис и когда, участники дискуссии высказали разные, порой противоречивые предположения.

Экономист Михаил Делягин к проблеме отнёсся с юмором и иронией, заметив что у человечества, если оно не сгинет 21 декабря, будет на один праздник больше.
«Ну, будем отмечать этот день, хороший повод. А потом ещё и 3 января отметим, по старому стилю. Что скажут СМИ на другой день после объявленного апокалипсиса – мол не так поняли майя, может у них просто конец года в этот день, Новый год свой, а мы боялись», — отметил он.

Делягин привёл данные ВЦИОМа за 2008 год, когда в разгар кризиса у россиян спрашивали, верят ли они в конец света. Не верящих оказалось более 60%, верящих – только 22%, из них 3% допускали конец света при их жизни, что укладывается в статистическую погрешность.

Политолог, директор Центра геополитической экспертизы Валерий Коровин в свою очередь уверен, что конец света будет, но дату уточнить отказался. По его словам, ожидание связи Апокалипсиса свойственно традиционной культуре. Нынешнее же общество к нему равнодушно, но сейчас постепенно возвращается в архаику.

«Традиционное общество ждало конец света каждый день. Но день этот, скорее всего, настанет не тогда, когда его ждут. В эпоху постмодерна обществу вообще безразлично, однако интерес к этой теме нарастает, и в этом есть свои плюсы. К примеру, в том, что многие обращаются к религии и нравственным идеалам», — заметил он.

В то же время он отметил, что либеральные настроения европейцев пропагандируют потребительскую модель поведения, которая подразумевает наслаждение жизненными благами и конец света стоит видеть в обычной физической гибели человечества.

По мнению профессора, доктора военных наук Сергея Зенкевича, конец света не только реален, но он уже в разгаре, особенно в нашей стране.
«Вспомните последний ураган Сенди в многомиллионном Нью-Йорке, где погибло 137 человек, и наш 30-тысячный Крымск, где от дождя погибло столько же. Да и 2010 год с пожарами в Москве – чем не апокалипсис. Мы давно уже при этом живём», — отметил он.

Он добавил, что с таким отношением к безопасности граждан в нашей стране возможно всё. В то же время, он развенчал мифы о всемирных угрозах в виде парниковых эффектов, птичьих гриппов и других общественно-резонансных проектов, назвав их мифами о ненужном.

«Мы совсем заболтались с концом света, забыв о реальных проблемах», — сказал он.
Происки врагов или общий психоз

На вопрос, кто раздувает эти слухи на протяжении уже нескольких лет, и какую цель при этом преследуют, эксперты в большинстве своём сошлись во мнении, что искать кошку в чёрной комнате, где её нет, не стоит.

Валерий Коровин винит в раздувании слухов и СМИ, гонящихся за рейтингами и манипулирующими общественным мнением, а также американское правительство, нацеленное на экономическое господство во всём мире.
«Не зря же есть теория о «золотом миллиарде», который заинтересован в манипулировании сознанием людей, представив информацию о конце света. Однако календарь майя можно трактовать как конец самого американского света, его господства в мире, так что если и будет апокалипсис, то в отдельно взятой стране – США», — предположил политолог.

В качестве подтверждения этой версии служит факт того, что 22 декабря истекает срок аренды печатного станка американским правительством, что, правда, выглядит слабым подтверждением.

Михаил Делягин не стал обвинять в распространении информации о конце света ни СМИ, ни внешних врагов, ни агентов запада, заметив, что при всём желании, главный посыл исходит от самого общества, которое склонно верить во всё что ни попадя.

«Если вы сами расскажете тысяче людям про рептилоидов, вы сами в них начнёте верить. Ни о какой манипуляции в чьих-то интересах речи не идёт», — сказал Делягин.

В то же время экономист признал, что экономический интерес от таких апокалиптических кампаний, разумеется, присутствует. Многие фирмы неплохо наживаются на этом. В то же время Делягин не видит в том умысла самих бизнесменов, считая, что они лишь реагируют на сформировавшийся запрос общества, как, впрочем, и СМИ со своими фильмами и программами, а не формируют данный тренд.

В ожидании конца

Учёный секретарь Центра «Религия в современном обществе» Марина Мчедлова подошла к объяснению феномена конца света и отношения к нему людей с научно-философской стороны. По её словам, за всю историю человечества апокалипсисов было уже несколько и в разных религиозных культурах их понимали по-разному.

Однако в отличие от прошлых «концов мира», когда вопрос ставился глобально, как борьба добра со злом, а всех праведников должен был спасти Бог, сейчас апокалипсис стал более научным и понятным атеистической части общества, а спасение от всеобщего перешло к индивидуальному.
«Оттого народ и покупает эти томские и новосибирские наборы для конца света, билеты на спасительный ковчег, чтобы спастись самому. Это всё очень похоже на общественный психоз, который, в том числе, порождает жажду потребления. Видимо, это как-то позволяет эмоционально разгрузиться человеку», — предположила Мчедлова.

Эксперт подчеркнула, что истерия по поводу грядущего конца света характерна в основном для России, в то время как большинство других мировых культур и религий вообще об этом не слышали. В качестве примера она привела Китай, Индию и арабские страны, где местные религии предполагают цикличность жизни, но не её окончательное завершение. Поэтому, кроме европейцев, дата 21 декабря 2012 года, никому ничего не говорит.

http

(7078)