Знакомтесь — Коллекция Вальдемара Джульсруда. «Вальдемар Джульсруд был выходцем из Германии, перебравшимся в далекую Мексику в конце XIX века. Он поселился в небольшом городишке Акамбаро, что в 300 километрах к северу от Мехико. Там он завел свой бизнес — торговлю скобяными изделиями, — приносящий ему вполне приличный доход. А на досуге Джульсруд увлекался археологией. В начале двадцатых годов XX столетий вместе с падре Мартинесом обнаружил под землей памятники культуры Чупикауро в восьми милях от холма Эль-Торс…

Вольдемар Джульсруд прекрасно разбирался в мексиканских древностях и поэтому сразу понял, что находки на холме Эль Торо не могут быть отнесены ни к одной известной на то время культуре. Джульсруд начал собственные изыскания. Правда, не будучи профессиональным ученым, он поступил поначалу очень просто — нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав ему платить по одному песо (тогда это равнялось примерно 12 центам) за каждый целый артефакт. Поэтому Тинахеро был очень аккуратен при раскопках, а случайно разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их Джульсруду. Так начала формироваться коллекция Джульсруда, пополнение которой продолжили сын Вольдемара Карлос Джульсруд, а потом и его внук Карлос II.

В конце концов, коллекция Джульсруда составила несколько десятков тысяч артефактов — по одним данным их было 33,5 тысячи, по другим — 37 тысяч!»

Под этой справкой помещен рис.1 с подписью и замечанием автора: «Очевидно, динозавры когда-то были у древней расы домашними животными». Меня это весьма заинтересовало, и я решил прочитать об этом человеке более подробно. В интернете я нашел такие сведения: «Но самое интересное событие в его жизни произошло двадцать лет спустя, в июле 1944-го. Ранним утром он совершал конную прогулку по склонам холма Эль-Торо и вдруг увидел несколько обтесанных камней и фрагментов керамики, выступающих из почвы. Осмотрев странные находки, Джульсруд пришел к выводу, что они не могут быть отнесены ни к одной известной археологической культуре. Торговец скобяными изделиями решил начать собственные археологические изыскания и нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав платить ему по одному песо за каждый обнаруженный артефакт. Поэтому Гинахеро был предельно аккуратен при раскопках, а случайно разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их работодателю. Так начала формироваться знаменитая коллекция Джульсруда, пополнением которой сначала занимался сын Вальдемара, Карлос Джульсруд, а затем и внук, Карлос-младший.

В конечном итоге коллекция Джульсруда стала насчитывать порядка 35 тысяч артефактов. В основном это статуэтки из различных сортов глины, вылепленные вручную и обработанные методом открытого обжига. Вторая категория — скульптуры из камня Третья — керамика. Самым интересным фактом оказалось то, что во всей коллекции не было ни одного повторяющегося экземпляра скульптуры. Размеры фигурок варьируются от десяти сантиметров до одного метра в высоту и полутора в длину. Кроме того, в коллекции присутствуют найденные там же музыкальные инструменты, маски, инструменты из обсидиана и нефрита. Вместе с артефактами при раскопках были обнаружены несколько человеческих черепов, скелет мамонта и зубы лошади ледникового периода.

В коллекции Джульсруда имелось множество антропоморфных статуэток, представляющих почти полный набор расовых типов человечества — монголоидов, негроидов, кавказоидов, полинезийский тип и прочие. Но не это было главной сенсацией. Самым загадочным оказалось то, что примерно 2600 статуэток представляли собой изображения динозавров. Причем разнообразие типов ископаемых ящеров вызывает истинное изумление. Среди них есть легко узнаваемые и хорошо известные палеонтологической науке виды: брахиозавр, игуанодон, тираннозавр реке, птеранодон, анкилозавр, плезиозавр и многие другие. Есть огромное число статуэток, которые современные ученые идентифицировать не могут, в том числе и крылатые «динозавры-драконы». Но самое поразительное заключается в том, что коллекция содержит значительное число изображений человека вместе с динозаврами разных видов. Также в коллекции есть ныне вымершие млекопитающие — американский верблюд и лошадь ледникового периода, гигантские обезьяны плейстоценового периода и прочие».

Мне понятно, что Вальдемар Джульсруд наткнулся на древний музей по истории человечества, где экспонаты были представлены глиняными фигурками. В некоторых моих статьях я уже писал о том, что археологи выкапывали иногда человеческие черепа отличной сохранности. Моё чтение надписей на них показывало, что это были экспонаты музеев, образцы, приготовленные к длительным срокам хранения еще много тысяч лет назад. Так что случайные находки древних музеев – факт, пока еще не нашедший в археологической литературе не только объяснения, но даже упоминания. И только из-за того, что древние люди, согласно современным археологическим концепциям, трактуются как жуткие примитивы, неспособные к музейной деятельности.

Как я могу судить по личному опыту, первооткрывателя вместо наград и почестей ожидает обструкция и шельмование. Как сложилась судьба самого Джельсруда?

История самого Джульсруда

«Именно эта составляющая находок из Акамбаро и послужила поводом для длительной истории по аккредитации коллекции и ее владельца. Во многом это понятно, ведь факт сосуществования и тесного взаимодействия человека и динозавра не просто опровергает линейный эволюционизм теории происхождения видов на земле, но вступает в непримиримое противоречие со всей современной официально принятой мировоззренческой парадигмой. Когда в 1947 году Джульсруд на свои средства опубликовал книгу о фигурках, то официальная наука не проявила к ней никакого интереса. И в дальнейшем признание к коллекции приходило с большим трудом.

В 1950 году в Акамбаро приехал американский журналист Лоуэлл Хармер. Он присутствовал при раскопках на холме Эль-Торо и даже сфотографировал Джульсруда с только что выкопанными статуэтками динозавров. Вслед за ним лос-анджелесский журналист Уильям Рассел опубликовал материал о раскопках Джульсруда с фоторепортажем. В своей публикации Рассел указывал, что артефакты изымались с глубины 5-6 футов (полтора метра) и многие предметы были оплетены корнями растений, поэтому у него не возникло ни малейших сомнений в подлинности находок. Эти публикации сыграли определенную роль в популяризации коллекции Вальдемара Джульсруда и пробили брешь в заговоре молчания академических ученых.

Тезис о подделках в 1952 году официально опровергли и мексиканские власти. Тогда суперинтендант Национального ирригационного института Франсиско Санчес заявил, что он может однозначно констатировать отсутствие какого-либо керамического производства в Акамбаро. Мэр города Акамбаро Хуан Карранса тоже опубликовал официальное заявление, в котором говорилось, что по результатам специального расследования, проведенного в районе, выяснилось, что в городе и его окрестностях нет ни одного человека, который занимался бы производством подобного рода изделий. Профессор истории Рамон Ривера опросил местных стариков и узнал, что на протяжении предшествовавших ста лет в районе Акамбаро ни разу не возникало ничего похожего на масштабное керамическое производство. Впрочем, для любого здравомыслящего человека ясно, что никто не будет делать тысячи и тысячи фигурок и закапывать их глубоко в землю, чтобы разыграть общественность. У коллекции есть особенности. Она не только не содержит ни единого дубликата, но керамические фигурки выполнены из разных сортов глины, в различных стилях и с разной степенью мастерства. Для производства статуэток потребовалось бы огромное количество древесины, которая в засушливом и безлесном районе Акамбаро всегда была чрезвычайно дорогой. Кроме того, подобное масштабное производство с открытым обжигом просто не могло бы остаться незамеченным.

К 1954 году инициированная недоброжелателями критика коллекции Джульсруда достигла максимума, и это привело к тому, что официальная наука наконец-то проявила к ней интерес. В Акамбаро отправилась делегация ученых во главе с директором Департамента доиспанских памятников Национального института антропологии и истории доктором Эдуарде Нокверой. Помимо него, в состав группы входили еще три антрополога и историка. Эта официальная делегация сама выбрала место для контрольных раскопок на склоне холма. Они состоялись в присутствии множества свидетелей из авторитетных местных граждан. Буквально после нескольких часов работы было найдено большое количество статуэток, аналогичных образцам из коллекции Джульсруда. По заявлению столичных археологов, осмотр найденных артефактов однозначно продемонстрировал их древность. Члены группы поздравили Джульсруда с выдающимся открытием, и двое из них пообещали опубликовать результаты поездки в научных журналах. Однако прошло три недели, и по возвращении в Мехико доктор Ноквера представил отчет, в котором утверждалось, что коллекция Джульсруда является фальсификацией, поскольку содержит статуэтки динозавров».

Итак, первая находка была сделана в 1944 году, во время войны, и 6 лет, возможно, было не до нее. Но через 10 лет, в 1954 году, официальная наука проявила к коллекции интерес. На мой взгляд, довольно быстро. В Европе этот срок бывает раза в два больше.

«Разоблачение» Джульсруда. «Все сложно складывалось и в дальнейшем, всегда находились желающие разоблачить Джульсруда. Между тем специалисты из США установили, что возраст фигурок составляет от двух до пяти тысяч лет. Коллекция содержит большое количество каменных фигур, и все они имеют следы сильной эрозии. Подделать это практически невозможно. Выяснилось, что холм Эль-Торо индейцы издревле считали священным. Ныне местные жители утверждают, что существуют четыре тоннеля, которые ведут в глубь холма. Там будто бы скрывается подземный город некой древней цивилизации. Но люди старательно скрывают входы в эти тоннели, поскольку боятся, что их родные места станут предметом ненужного повышенного интереса чужаков. А американец Джон Тьерни, почти сорок лет изучавший материалы из Акамбаро, убежден, что собранная Джульсрудом коллекция — лишь часть огромной «библиотеки», сопровождающей гробницу. Он полагает, что главной составляющей памятника Эль-Торо должно быть захоронение, которое пока не найдено».

Понятно, почему индейцы считали холм священным – это были остатки иной, доиндейской цивилизации. А в той цивилизации вполне могли быть некие музеи, хранившие память о гораздо более древних временах, культурах и о древнейшей истории.

Подлинность коллекции по мнению ученого. «Необходимо отметить, что еще в 1945 году директор по археологии зоны Акамбаро при Национальном музее антропологии в Мехико Карлос Перес говорил, что подлинность предметов коллекции Джульсруда не вызывает сомнений. Более того, ему лично доводилось изучать статуэтки динозавров, найденные на местах некоторых древних поселений Мексики. В 1978 году федеральная полиция конфисковала у двух охотников за древностями 3300 статуэток, по стилю исполнения похожих на коллекцию Джульсруда. Среди них было девять фигурок динозавров. Вот только найдены все они были на холме Эль-Чиво, тоже находящемся близ Акамбаро.

Утверждать, что индейцы Мезоамерики жили бок о бок с динозаврами, было бы несколько опрометчиво. Логичнее предположить следующее. Археология вряд ли является занятием, которым увлекаются только наши современники. Выкапывать древнеримские и этрусские памятники старины из земли очень любили в средневековой Италии. Известно, что не прочь углубиться в толщи песка в поисках чего-нибудь очень древнего были и подданные египетских фараонов. Не исключено, что их современники в Мексике могли заниматься и палеонтологией, и даже весьма в этом преуспели. Настолько, что ученики в школах на уроках делали фигурки динозавров из глины, порой фантазируя и изображая ископаемых ящеров вместе с людьми. Когда некий правитель, покровительствующий знаниям, умер, в его захоронение положили тысячи и тысячи глиняных фигурок и много чего другого. Среди прочего были и фигурки динозавров… Но это, разумеется, лишь одна из гипотез» (БУМ).

Итак, даже журналист полагает, что фигурки являются плодом фантазии… школьников, живших 4 тысячи лет назад вблизи нынешнего Мехико, и проводивших палеонтологические изыскания в гораздо большем объеме, чем вся современная академическая наука вместе взятая. Либо имевших настолько богатую и точную фантазию, что их можно было бы назвать ясновидящими. Полагаю, что оба предположения весьма экзотичны.

Как обычно, вместо того, чтобы приступить к изучению загадочного явления, и попытаться понять назначение фигурок, как учёные, так и журналисты просто лепят произвольные гипотезы.

Начало исследования

У меня имеются свои методы исследования, а именно – эпиграфические. Полагаю, что если прочитать какие-то надписи на данных изображениях, то они могут пролить свет на назначение данных фигурок. Но прежде, однако, следует убедиться в том, что некие надписи на приведенных фотографиях имеются.

Итак, я рассматриваю изображение на рис. 2 (СИД, с. 125) и вижу, что некие слова написаны на фоне нал головой динозавра. То, что надпись располагается не на самой фигурке, меня не смущает: пока моя задача состоит в том, чтобы понять, что какие-то буквы изображения динозавриков сопровождают. И я не сомневаюсь, что это русские буквы и русские слова.

Надпись оказалась хотя и малоконстрастной, но вполне читаемой. Я прочитал слова ЯРА КАТ, где первое слово мне знакомо до боли, тогда как второе я вижу впервые. Конечно, слово написано не очень явно, возможны ошибки в интерпретации букв, однако если такого рода надписи существуют и на других фигурках, неверное чтение можно будет поправить. Слово КАТ является в наши дни корнем глагола КАТАТЬСЯ, так что это слово должно означать некоторое транспортное средство, на котором люди катались.

Комментируя рис. 3 (СИД, с. 124), Сидоров отмечает: «Палеонтологи считают, что демитродонты жили на Земле в триасовом периоде мезозойской эры». Вполне возможно. Меня сейчас интересует другое: какие тут надписи. Прежде всего, опять есть надпись на фоне над хвостом. Она такая тонкая, что мне воспроизвести ее в качестве подписи было бы весьма сложно, и я прочитаю первых два слова, написанных на одной строке: КАТ ЯРА. Это – повторение того, что я прочитал выше, так что слово КАТ было прочитано правильно. Но теперь мне хотелось бы пойти дальше и прочитать надписи на самой глиняной фигурке. Это оказалось возможным, поскольку прямо перед кистью левой руки человечка изображена хорошо заметная буква Р, а слева от нее менее явная буква Р. В результате можно прочитать слово ЯРА.

Другое слово, КАТ, читается под ближайшим к лицу человека и следующим за ним зубцом динозавра. Так что слова, прочитанные вначале на фоне за фигуркой, теперь обнаружены и на самой фигурке. А на спине у человечка имеется вертикальная надпись, которую следует развернуть на 90 градусов вправо. Тогда можно прочитать слова ЯРА МАРЫ и начало ожидаемого слова ХР(АМ). Обычно, изделия храма Мары представляли собой те вещи, которые клали покойникам для того, чтобы они уходили со своими хозяевами на тот свет. Так что мое представление о музее, возможно, тут не совсем верно: не исключено, что Джульсруд наткнулся на погребальные камеры, где представлены традиционные предметы заупокойного культа.

Совершенно неожиданным для меня было обнаружение изображения человека на теле динозавра, над рукой рельефного человечка и ниже его подбородка. Внимательное копирование этого образа показало, что лицо дано в профиль, развернутый влево, и намного ближе по очертаниям к лицу современного человека, чем лицо человечка. У него большой мясистый нос, тонкие губы широкого рта, острый подбородок, отсутствие усов и бороды (человек гладко выбрит), но, что совершенно выбивает из седла – у человечка на носу одеты современного вида ОЧКИ, а перед стоячим воротником находится ГАЛСТУК-БАБОЧКА! Зато в качестве головного убора использована фигурка лежащего льва – символ Рода или Яра, а перед львом и на его голове написано слово ЯР! Такого изображения бога Яра я еще никогда не встречал!

Но это изображение является еще одним подтверждением культового характера находки. Бог Яр здесь изображен и в человеческой, и в животной ипостаси. Причем каждое изображение является очень реалистичным: лев показан в профиль целиком, а человеческое лицо показано со всеми признаками высокой цивилизации.

Первый итог. Рассмотрев первые две фигурки, я прихожу к выводу о том, что 1) как на самих фигурках, так и на фоне, на котором их фотографировали, имеются надписи; 2) эти надписи выполнены на русском языке; 3) они связаны с погребальным ритуалом; 4) они связаны также с богом Яром, имея к нему самое непосредственное отношение и 5) сами динозавры, видимо, назывались в ту эпоху словом КАТ, что означало СРЕДСТВО ДЛЯ КАТАНИЯ. Наконец, 6) цивилизация, судя по портрету Яра, ничуть не уступала нашей: мужчины лица брили, носили очки, стоячие воротнички и галстуки-бабочки.

Продолжение исследования. На рис. 4 изображено существо, которое охарактеризовано Сидоровым так: «Глиняная статуэтка тянущегося к ветки дерева травоядного динозавра. По всей видимости, игуанодона» (СИД, с. 123). Здесь я вижу две надписи – напротив первого и напротив четвертого зубцов динозавра (считая сверху). Они образуют уже знакомую нам надпись: ЯРА МИР. Однако сама голова также содердит две надписи, которые я читаю как КАТ ЯРА. Теперь уже у меня не остаётся ни малейшего сомнения в том, что все динозавры в своё время назывались словом КАТ.

А здесь Сидоров даёт более пространную характеристику: «Изображение длинношеего эласмозавра. Животное выбралось на берег. Такое впечатление, что оно нежится на солнце» (СИД, с. 123). Честно говоря, берега я тут не вижу, равно как и позы, в которой принимают солнечные ванны. Однако надписи имеются и здесь. В средней части шеи можно обнаружить очень деформированный лик мужчины, повернутого влево на ¾, глаза которого, а также нос, образуют надписи ЯРА КАТ. Эти словосочетания стали теперь весьма привычными.

В отношении рис. 6 Сидоров замечает: «Неизвестный вид динозавра» (СИД, с. 125). Меня тут интересуют надписи на фоне над шеей, гласящие МИР МАРЫ, а также надписи на самой шее: МАРА ЯРА и МАРЫ ЯРА КАТ. Из этого следует, что далеко не все динозавры были транспортным средством Яра, существовали также и каты Мары, но в МИРЕ МАРЫ. Таким образом, видимо, это были динозавры другой, более ранней эпохи. Хотя пока это только предположение.

Редкий случай сопоставления. Теперь я хотел бы сравнить черно-белое изображение одной из фигурок с цветным. Сразу видно, что черно-белое изображение является намного более контрастным по сравнению с цветным, и, следовательно, позволяет выявить слабые надписи без особого напряжения зрения. Оба изображения заимствованы мною из интернета, так что моего участия в том, чтобы получить более контрастную картину, не было. Из этого сопоставления ясно, что в ряде случаев черно-белая фотография даёт для эпиграфиста больше возможностей для исследования, чем цветная. Ничего нового «от себя», или «от фотоаппарата», или, тем более, «от фотографа» она не добавляет. Подобно микроскопу, который увеличивает мелкое изображение, такая фотография усиливает контраст, помогая человеку усилить слабо видимые знаки.

Итак, я приступаю к чтению. Над левой верхней ногой я читаю слова ЯРА МАРЫ ХРАМ. Такого рода надпись нам уже встречалась. Далее я читаю надпись на спине МИМА МАРЫ – она говорит о том, что данная фигурка находилась в качестве сакрального атрибута у мимы Мары. Имеется в данном месте и надпись светлым по темному, которую уместно читать в обращенном цвете – вычитывается слово МАСТЕРСКАЯ (скорее всего, Мары). Чуть ниже широкими буквами начертано слово ХАРМ (ХРАМ), а затем – неизвестная мне ранее надпись У КАТА ЯНАКА, то есть, ХРАМ У ДИНОЗАВРА-ЮНЦА. Не исключено, что динозаврам также посвящались храмы. – Тут же имеется и отдельная надпись КАТ.

У основания левой задней ноги можно выделить изображение головы мужчины анфас, наклоненное вправо. Глаза открыты, усы и борода весьма густые. Интересно, что на цветной фотографии эта часть просматривается очень плохо. На правый глаз нанесена надпись ЯР, которая видна даже на цветном изображении, хотя тут – не очень контрастно. Надписи у основания левой передней ноги нанесены вертикально, и при их развороте вправо до горизонтального положения образуют слова МАСКА ЯРА. Это – очень важная информация: теперь понятно, что КАТ (динозавр) являлся глиняной иконкой Яра. Замечу, что на средней линии хвоста на цветном изображении имеется аналогичная надпись, совершенно не обнаружимая на черно-белом (там всё выглядит слишком чёрным). Надпись гласит: ЯРА МАСКА. Тем самым, можно считать, что данное слово читается уверенно.

Наконец, на передней части левой передней ноги динозавра имеется фрагмент, где надписи лучше читать в обращенном цвете. Одна из них такова: КАТЫ ЯРА. Из нее следует, что таких фигурок с изображением зооморфного лика Яра имелось много.

Лаборатория альтернативной истории

Следующую фигурку я заимствовал с изображения на сайте лаборатории альтернативной истории, где была предпринята попытка пообщаться с хранителями данных фигурок. О путешествии туда я приведу выдержки ниже, а пока прокомментирую само изображение. Здесь мы видим изображение сидящей женщины, которая держит на руках маленького динозаврика. На фигурке, разумеется, имеются надписи.

Первую надпись я читаю на платье женщины над динозавром: МАСТЕРСКАЯ МАКАЖИ. Она означает, что Данные предметы считались в своё время произведениями искусства. Над очень широким ртом женщины можно прочитать слова ЯРА МАРЫ ХРАМ. Это – обозначение места, где данная фигурка использовалась. Около губ и на зубах можно видеть надпись МИР ЯРА, МАСКА. Так что и это изображение являлось иконкой.

На всякий случай я привожу другое изображений той же фигурки, чтобы показать, что на нем уже невозможно прочитать надписи. Фигурка сфотографирована без вспышки и мелкие детали на ней выявить невозможно. Тем самым можно понять, что даже цветное изображение подходит далеко не в каждом случае. Здесь же имеется и еще одна фигурка динозавра со странного вида человечком.

Еще на одной фигурке динозавра с чешуёй, похожей на кору дерева, можно прочитать ряд надписей: КАТ, СЕ ЯРА КАТ и ЯРА КАТ. Все эти слова и словосочетания нам уже встречались.

Перейдем теперь к описательной части той же статьи, опубликованной на сайте Лаборатории http://lah.ru/expedition/mexico2007/acambaro2007.htm.

Поездка в Мексику. «Цель была заранее известна: местный музей, в котором хранится коллекция Вальдемара Джульсруда, до сих пор считающаяся в академической среде фальшивкой или подделкой (подробности и детали по коллекции см. на соответствующей странице Ф?%(8637)