Чебаркуль, Челябинский метеорит

Озеро Чебаркуль, в которое, по официальной версии, в феврале этого года упал Челябинский метеорит продолжает притягивать энтузиастов, мечтающих найти его и обогатиться.

В день приезда репортеров «Российской газеты» на озеро накрапывал холодный дождь, пронизывающий ветер гнал по небу свинцовые тучи. От берега до места поисковой операции мы добираемся по волнам на резиновой лодке с мотором вместе с челябинскими спасателями, которые круглосуточно дежурят на берегу, подстраховывая водолазов. Езды — не больше десяти минут, однако наше плавсредство так раскачивается и подпрыгивает на волнах, что, кажется, через мгновенье мы все вылетим в воду.

К счастью, обошлось, и мы причаливаем к платформе площадью примерно шесть на восемь метров, в центре которой — ярко-желтая палатка. Это — главная надводная «стационарная» площадка. Рядом еще две передвижные платформы, размером поменьше, с виду напоминающие катамараны, оснащенные всем необходимым оборудованием для погружения.

С них-то и стартуют водолазы. С платформы открывается живописный вид на Чебаркуль и окрестности. Неподалеку — знаменитый 320-килограммовый красно-белый буй, установленный по случаю прилета метеорита. Чтобы не мешать поисковым работам, его расположили примерно метров на 70 в сторону от точки падения. «Колодец» на дне озера При нас по очереди погружаются два водолаза, а всего в бригаде работают четыре человека, плюс руководитель и его помощник. Впрочем, все надводные телодвижения мало что дают для понимания происходящего: самое интересное происходит под водой. — На дне водоема с помощью спецтехники роется, образно говоря, «колодец», — поясняет суть операции технический директор екатеринбуржской компании, занимающейся подъемом метеорита, Максим Шипулин. — Поначалу думали, что его диаметр будет шесть метров, а на сегодня он достиг 20, сфера поиска расширилась. Водолазы перешагнули на глубине 14-метровую отметку, работа ведется в условиях полного отсутствия видимости, наощупь. Это требует от водолазов не только высочайшего уровня профессиональной подготовки, но и отменного вестибулярного аппарата: можно запросто потерять ориентацию в пространстве.

Недавно одного из ребят чуть не придавило слоем плотного ила, хорошо, что он не поддался панике. То есть элемент риска существует, и чем глубже погружаются водолазы, тем сложнее работать. Работа «на науку» — Работы ведутся без выходных с утра и до наступления темноты, — рассказывает директор компании Николай Мурзин. — Практически всегда кто-то есть под водой, за исключением обеденного перерыва. Сегодня работают восемь водолазов. В самом поднятии с глубины «инородных» предметов ничего сверхъестественного для нас нет — на этом мы и специализируемся.

Чебаркуль, Челябинский метеорит

Сложность заключается в предъявлении к операции высоких экологических требований. Озеро является питьевым водоемом для Чебаркуля, поэтому важно, чтобы откачиваемый нами ил не попал в водозабор. Свои требования предъявляет и Рыбнадзор. По словам Мурзина, проблему решили следующим образом: откачиваемые тонны ила по трубе длиной 100 метров поступают в успокоитель — специальное хранилище. После завершения операции ил перегонят обратно в «колодец».

Я поинтересовался у директора, уложится ли фирма в установленную тендером сумму расходов — 1 миллион 670 тысяч рублей. — Конечно, нет, — ответил он. — У нас же здесь тонны сложной техники, специалисты высокой квалификации с большим опытом работы. Мы оцениваем только себестоимость операции в 4,5 миллиона рублей. По сути, ведем большую часть работ за свой счет. — А почему согласились? — Не каждый день такие события мирового уровня происходят. Когда еще только обсуждалась возможность нашего участия в подъеме метеорита, мы собрались и решили, что можем себе позволить поработать на благо науки. «Язь» против «зеленых человечков» Психологически сложная ситуация, по словам водолазов, была в начале операции, когда гидролокатор показал, что «объект, похожий на метеорит», находится на дне, но поиски никаких результатов не давали. Настроение изменилось после того, как водолаз Алексей Ляхов полутораметровым щупом дотянулся до «большого» метеорита. А 24 сентября он же нашел первый осколок метеорита, размером с кулак. Впрочем, без мистики в таком деле, как поднятие метеорита, не обходится. — Такое впечатление, что какие-то «зеленые человечки» не хотят отдавать землянам космическое тело, — делится наблюдениями Максим Шипулин. — Думали, что сможем достать «большой» метеорит с глубины 14 метров, но его засасывает все глубже, и мы уже говорим о продолжении работ на 16-20 метрах. У нас даже появился новый термин — «разумный сапропель» (сапропель — донные отложения — ред.). Кроме того, происходят невероятные вещи: раз пять мы пропарывали лодку, моторы выходят из строя, приборы зашкаливают — просто аномальная зона какая-то!

В конце прошлой недели экспедицию навестил мэр Чебаркуля Андрей Орлов, который не побоялся погрузиться под воду на девять метров. Водолазы шутят теперь: «Как мы мэра замочили!». Говорят, Орлов был под впечатлением от работы экспедиции, назвав их усилия «героическими». Мол, там же под водой совсем ничего не видно! А вообще местные власти помогли экспедиции: решили проблемы с водоснабжением в лагере, отсыпали дорогу, поставили биотуалет. «РГ» побывала и в палаточном лагере экспедиции, развернутом на берегу Чебаркульского озера. Первым делом бросился в глаза плакат с надписью «Язь и мужики VS метеорит и зеленые человечки». — Есть такой мем — мужик поймал крупную рыбу, улыбается и говорит: «Язь!», — поясняет Николай Мурзин. — Нам этот образ понравился, решили его сделать символом экспедиции. Ну, а все остальное понятно — и про мужиков, и про метеорит, и про зеленых человечков. Осторожно, секретная зона Работы, связанные с метеоритом, проходят в обстановке секретности.

Так, в одной из палаток замечаем несколько компьютеров — на них специалисты отсматривают кадры подводной съемки. Однако нам снимать изображение на мониторах запрещают. Говорят, по условиям контракта вся информация, касающаяся метеорита, может разглашаться только заказчиком работ. Проводили взглядом и вытащенный со дна накануне водолазом Максимом Горбуновым осколок метеорита весом в 4,8 килограмма — самый большой на сегодняшний день. До этого таким считался найденный южноуральцем Алексеем Лысенковым фрагмент болида весом 3,4 килограмма. Но сделать историческое фото уникальной находки нам также не разрешили.

Каждый день с глубины экспедиция достает груды камней. Попадаются якоря, а также многочисленные магниты: с их помощью охотники за метеоритами пытались выудить небольшие осколки космического тела. Между тем участники экспедиции, проводящие сортировку камней, стали разбираться в их природе не хуже профессиональных геологов. Говорят, фрагменты метеорита можно опознать по следам оплавления и характерным кристаллам. А водолазы после того, как 26 сентября вытащили сразу три осколка, надеются, что окончательно напали на след «большого» метеорита (по предварительным данным, его размеры 50 на 90 сантиметров). Ожидается, что его поднимут уже на этой неделе. А также Власти Челябинской области получили письмо от уфолога из Москвы. Он на полном серьезе остерегает водолазов от контактов с метеоритом. Пишет, что это не метеорит вовсе, а «техногенный объект внеземного происхождения». То есть — космический корабль. И если его потрогать, то может парализовать руки, ноги и мозг откажет. Водолазы в эти байки не верят. Но на всякий случай работают в перчатках.

(5899)