Харрисон Окена, Удивительные люди

Пожалуй один из самых странных и невероятных случаев человеческой живучести произошел немногим больше месяца назад, когда буксир, перевернутый волной пошел на дно, став могилой для всего экипажа, кроме одного человека и это: Харрисон Окейн. Этот неприметного вида мужчина смог продержаться на глубине 30 метров, запертый в гальюне и имея для дыхания всего 1,2 метра воздуха, 60 часов!

26 мая 2013 года в 4:50 по местному времени Харрисон Окейн, кок нигерийского буксира Jascon-4, внезапно оказался единственным живым человеком на судне. Как это иногда бывает при буксировочных операциях, борт подставили волне, и из-за неспокойного моря он перевернулся. Десять других членов экипажа погибли, а один, что называется, пропал.

В момент опрокидывания кок находился в крохотном гальюне, что и сыграло существенную роль в дальнейших событиях. Попробовав выбраться наружу, он столкнулся с молниеносно поступающей водой, а поэтому ретировался в другой гальюн, где случайно остался пузырь воздуха высотой в 1,2 м:

Вот этим пузырём героический нигериец и дышал следующие 60 часов. Как? Почему? Разве такое возможно? Физик Максим Уманский, работающий в Ливерморской национальной лаборатории (США), внимательно присмотрелся к произошедшему и докладывает.

Буксир типа Jascon-4 не предназначен для работы в открытом море при свежей погоде, но, как это часто бывает, его систематически использовали именно для этого. (Здесь и ниже иллюстрации AP Photos / Sunday Alamba.)

Для выживания на протяжении двух с половиной суток человеку массой Харрисона Окены надо примерно 27 кубических метров воздуха. Но даже если бы этот воздух у кока был, он непременно умер бы от отравления углекислым газом, выделяемым при дыхании.

С объёмом воздуха ещё можно как-то справиться: судно, перевернувшись, затонуло на 30-метровой глубине, где воздух был сжат поступающей водой примерно вчетверо. Но и тогда для выживания нужен был пузырь размером с куб с ребром в 1,8 м. В гальюне было темно все эти 60 часов, рассуждает физик, и Окейн мог недооценить его габариты из-за стресса. Правда, кок как раз уверял, что места там не было, и, для того чтобы держать голову над водой, ему пришлось встать на умывальник, иначе до пузыря было не достать. Загадка? — Она.

Хорошо, но что делать с углекислым газом? Как полагает г-н Уманский, главной опасностью было даже не то, что его концентрация могла достичь смертельных значений. Даже сравнительно небольшие 5% могли вызвать потерю сознания, что явно не позволило бы утонувшему держать голову над водой.

Харрисон Окейн, 29-летний нигериец, сумевший продуржаться 60 часов при весьма низкой температуре в опрокинутом судне на глубине 30 метров. Чуть ли не рекордсмен в этом «виде спорта».

В общем, учёный считает, что кок выжил только потому, что углекислота хорошо растворяется в воде — куда лучше, чем остальные компоненты воздуха, скажем, азот или кислород.

Заметим, что выживание нигерийца шокировало не только физика Уманского: аквалангисты, подобравшиеся к затонувшему судну через два с половиной дня после опрокидывания, искали лишь трупы, так как, исходя из практики, полагали, что никто не может провести под водой 60 часов и выжить. Когда Окейн внезапно появился перед ними и стал размахивать руками (насколько это было возможно в воде), дайверы не поверили своим глазам.

В целом же случай Окейны подтверждает старую истину: даже если вам кажется, что спасение невозможно, это не всегда так.

http

(4865)