Интернет зависимость, наука, психология

«Тревожный невроз от социальных сетей» — данный синдром становится все больше распространенным среди людей, «связывающих» свою жизнь с компьютером, интернетом и постоянном поиске удовольствия для ума во всемирной паутине. Ученые просят обратить особенно внимание на него, хотя пока не решаются назвать его психическим расстройством, но признают, что интернет зависимость — одна из самых глобальных проблем в будущем.

Говорит психолог Ольга Серебровская:

«Это не вид психического расстройства. Кто-то становится зависимым, кто-то – нет. Люди предрасположены к зависимостям вообще: от алкоголя, от табакокурения. Есть определённый тип личности (он так и называется «зависимый»), который всё-равно под ту или иную зависимость попадёт. Сегодня это может быть и сетевая зависимость.

Кстати, хотел бы порекомендовать ресурс, на котором Здоровый образ жизни является главным направлением. Начиная от правильного питания и заканчивая психологическими тренингами. Так же здесь размещены лучшие рекомендации признанных мастеров в области развития тела.

Это один из вариантов патологии личности. Но поскольку это пограничная патология, только в самых тяжёлых случаях необходимо лечение в фармакологическом понимании. В обычных случаях достаточно психотерапии. Но, как правило, человек на настроен на такое лечение. Потому что в сетевом общении он получает то, что ищет в обычном, но гораздо более лёгким путём».

С другой стороны, прогресс не остановить. И социальные сети (и шире – Интернет как таковой) – отнюдь не самое плохое его достижение. Но как и все иные достижения, этим необходимо научиться пользоваться. Пистолет и компьютер, подключённый к Интернету, не убивают сами по себе – всё зависит от конкретного человека. Говорит эксперт по новым медиа Institute for State Ideologies (Великобритания) Антон Меркуров:

«Социальные сети – это новое явление, которое доступно благодаря уникальным медиавозможностям и распространению Интернета. С одной стороны, это просто коммуникационный инструмент. Отчасти более удобный, чем телефон, чем бумажное письмо. Но с другой стороны, это затягивает. И тут уже надо находить баланс. У каждого человека он свой. Человечество имеет очень маленький опыт сетевой жизни. До конца не очень понятно. Но в любом случае, это в первую очередь полезный инструмент. А уж как им распоряжаться – дело каждого. Есть много приятных вещей – кроме как писать в социальные сети, читать и пользоваться ими».

Ещё несколько лет назад ни журналисты, ни учёные не были готовы поверить, что возможна зависимость от Интернета. Многие из них поднимали эту идею на смех. Собственно, аргументация сводилась к тому, что глобальная сеть – полезная вещь, с помощью которой удобно осуществлять коммуникацию, искать и находить информацию.

Сравнение Интернета с наркотиком и сегодня многим кажется надуманным. Но если признавать за таковой, к примеру, современное телевидение (в которое многие обыватели уже давно погрузились с головой и не желают всплывать, а это явно патологическая зависимость), то почему в отношении Глобальной сети мы должны избегать подобных выводов?

Эксперты называют такие патологии нехимическими (поведенческими) зависимостями, основанными на избыточном взаимодействии между человеком и машиной. Просмотр телепрограмм – пассивная зависимость, чрезмерное увлечение видеоиграми – активная зависимость. Интернет-зависимость, видимо, находится где-то посередине.

Говорит психолог Ольга Серебровская:

Интернет зависимость, наука, психология

«Я думаю, что люди ищут в виртуальном мире всё то, что не находят в реальном. Широкий спектр причин: бегство от одиночества, заполнение досуга, по крайней мере, создание иллюзии своей нужности. Другое дело, что общение в сетях проще. Оно накладывает меньше требований на человека. В реальном мире, чтобы пообщаться, надо хорошо выглядеть, улыбаться, надо соответствовать другим стандартам, больше должно быть честности. Потому что при очном общении больше шансов распознать неискренность. Здесь большую роль играет выражение лица и интонация».

Пионер исследований в области психологии Интернета, один из наиболее авторитетных специалистов в этой области, и в частности в проблеме интернет-зависимости, американец Джон Сулер констатирует тот факт, что для некоторых людей действительно характерна патологическая привязанность к компьютерам и киберпространству. По его мнению, сейчас ведется очень важная полемика: наблюдаем ли мы новый тип психического заболевания, или же оно представляет собой просто видоизменение чего-то старого?

Профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде, автор книги «Caught in the Net» («Пойманные в Сеть»), доктор Кимберли С. Янг подчёркивает, что от практикующих психиатров все чаще поступают данные об увеличении количества пациентов, основные жалобы которых связаны с влиянием Интернета. Доктор делает вывод, что вопросы поддержки и развития интернет-технологий, ранее рассматриваемые только в контексте утилитарного использования, должны быть рассмотрены в отношении психического здоровья населения.

Необходимо разработать предохранительные программы, центры восстановления и группы поддержки. «Новые области исследований должны включать в себя развитие стандартных диагностичесих инструментов для определения киберзависимых людей и оценки их состояния, чтобы в будущем понять роль связи и влияния Интернета на другие установившиеся привычки (например, алкоголизм, азартные игры, сексуальные комплексы) и психиатрические состояния (например, депрессия, маниакально-депрессивные расстройства, снижение устойчивости внимания)».

Вопрос в границе, за которой начинается душевная болезнь, считает психолог Ольга Серебровская:

Интернет зависимость, наука, психология

«Грань можно установить, только оценив жизнь человека до того, как он погрузился в социальные сети, и после. Если мы видим заметные изменения; если мы видим, что общение в сетях полностью вытесняет другие виды деятельности, тогда мы можем говорить, что грань между нормой и патологией уже пройдена. Человек перестаёт общаться традиционным способом, перестаёт уделять время своему развитию, пополнению багажа знаний, чтению книг. Виртуальное общение занимает больше 50 % жизни».

Специалистами выделяется пять главных подтипов основного диагноза «Интернет-зависимость», которые характеризуют, к чему именно пристрастился человек: киберсекс, виртуальные знакомства, пристрастие к онлайновым биржевым торгам и азартным играм, навязчивый серфинг, наконец, один из самых популярных случаев, пристрастие к компьютерным играм.

Если вы заметили за собой хотя бы один из вышеперечисленных признаков, впору призадуматься о своём психическом здоровье. Для успешного лечения необходимо, чтобы человек осознал, что он болен, после чего, собственно, и начинается лечение. Интересно, что, по мнению врачей, в основе всех этих патологий лежит комплекс неполноценности. Так что имеет смысл для начала покопаться в себе. Это, кстати, никогда не помешает.

Известный американский исследователь Майкл Фенишел полагает, что «зависимость от Интернета» включает в себя много смыслов. Все зависит от контекста. К примеру, если кто-то неспособен покинуть свое жилище и при этом находит друзей, пользуется информацией и вообще активен, то для него возможность участия в социальных сетях – словно «подарок с небес», а потому сохраняется, естественно, позитивное отношение к средству, позволяющему улучшить жизнь. Такова сугубо поведенческая парадигма – позитивный опыт служит подкреплением для конкретных видов поведения, и соответственно такого рода поведение продолжается, отмечает Майкл Фенишел.

Его коллега из Джонстаунского университета в Калифорнии (США) Стивен Стерн допускает, что всё дело в моде. Сегодня Интернет стал столь же всепроникающим средством, каким были для прежних поколений телефон и телевидение.

Технология по самому своему определению допускает возможность выполнения чего-то такого, что иначе – без обращения к специальным технологиям – было бы невозможным или затруднительным; к тому же очень часто к этому добавляется перспектива сделать это наилучшим, наиболее эффективным образом. Хотя с помощью технологий нам становится легче делать хорошие вещи и выпускать их в большем количестве, хотя транспортные технологии позволяют нам эффективно перемещаться, а коммуникативные технологии – общаться между собой, но, к несчастью, те же самые технологии расширяют наши способности выполнять неадекватные и саморазрушительные действия, направленные на себя или на других людей.

Не следует, однако, забывать, что едва ли не всё то, в передаче чего Интернет нынче удачно посредничает, было вполне доступно задолго до изобретения компьютера. Всё это будет по-прежнему доступно нам спустя много лет после того, как компьютеры выйдут из моды.

(5525)