2 месяца в Андах. Дружба, выживание, каннибализм…
on Апрель 24th, 2013 at 14:26Порой, судьба подготавливает Нам испытания, с которыми может справиться далеко не каждый. Хотел бы поделиться с Вами историей (и снятым по ней фильмом), которая случилась 13 октября 1972 г, в Андах, когда 16 пассажиров потерпевшего крушения самолета в течение 2-х месяцев старались выжить, помогая друг другу, заботясь и поедая погибших…
Когда голод сильнее разума
13 октября 1972 г. команда регбистов из Монтевидео отправилась на соревнования в столицу Чили Сантьяго. В самолете уругвайской авиакомпании «Таму» кроме них находились еще пассажиры и 5 членов экипажа — всего 45 человек. Путь был неблизкий, поэтому им предстояло совершить промежуточную посадку в Буэнос-Айресе.
Все было как всегда. Пилоты были опытные, а рейс – «наезженный», беспокойств никаких не вызывал. Но тут случилось непредвиденное: самолет внезапно попал в сильную турбулентную зону, и в условиях сильного тумана пилот, растерявшись, совершил навигационную ошибку — самолет, шедший на высоте 500 м, направил прямо на одну из горных вершин аргентинских Анд. И через несколько мгновений лайнер налетел на скалы, пропоров себе стальное «брюхо». Фюзеляж разрушился; от страшного удара несколько кресел оторвало от пола и вместе с пассажирами выбросило наружу…
О том, как развивались события дальше, рассказали авторы книги «100 великих катастроф» Н. Ионина и М. Кубеев: «17 человек погибли мгновенно, когда самолет рухнул в снег. Картина падения напоминала сцену из фильма ужасов; кругом кровь, стоны раненых, трупы погибших… И жуткий холод!»
После катастрофы в живых остались 28 человек. Они надеялись, что их в скором времени найдут спасатели. Но на помощь никто не пришел. После схода снежной лавины и долгих изнурительных недель голода в живых осталось только 16 человек, выживших после страшной катастрофы.
Откуда им было знать, что их поиски не прекращались ни на минуту? Среди пассажиров злополучного лайнера был Карлито Паэс, сын модного в то время уругвайского художника. Карлос Паэс Виларо, потратив практически все свои сбережения и подняв спасательные службы на ноги, организовал поиски жертв авиакатастрофы. Спасательные команды пешком и на вертолетах отправились на поиски, но, к сожалению, они ни к чему не привели.
Проходили дни, недели… Люди, не имея теплой одежды, продолжали жить в горах. Они пили талую воду и искали пропитание в разбросанном багаже. Только продуктов, хранившихся на борту разбившегося самолета, хватило ненадолго. Скудные запасы делили по крупицам, чтобы растянуть подольше. Под конец остались только наперсточная норма вина и шоколад, который они научились есть очень экономно, сначала съедая шоколад, а потом по половинке орешка из него в день. Но вот кончились и эти крохи. На 10-й день голод взял свое – пострадавшие в авиакатастрофе пассажиры начали питаться трупами…
Первым, кто решился есть мертвых, был правоверный католик по убеждениям и студент-медик по образованию Роберто Ганесса. Он отрезал кусочки мяса от трупа в снегу бритвой. Пришедшим в ужас своим товарищам по несчастью он объяснил, что их главная задача — выжить, а нормы морали сейчас не должны действовать. Нормальным цивилизованным людям поначалу сделать это было не так-то просто: рассудок противился. Однако голод оказался сильнее разума. Да к тому же Роберто Ганесса их успокаивал: «Эта мертвая плоть абсолютно такая же, как говядина, которую мы едим каждый день». И тогда уцелевшие люди усвоили для себя одну истину — иногда для того, чтобы остаться человеком, приходится превратиться в зверя…
Там, наверху, отношения глубоко нравственные
Среди уцелевших тогда на высокогорном плато был также и спортсмен Нандо Паррадо. Именно ему пришлось взять на себя руководство экспедицией по спасению жертв авиакатастрофы, которая выбралась из гор и привела помощь пострадавшим. Но он был еще также одним из первых, кто той злополучной зимой поведал миру страшную правду о катастрофе, объяснив, почему место усеяно человеческими костями и расчлененными телами.
Сенсационное сообщение о людоедстве в Андах облетело тогда весь мир… Многие задавались вопросом: неужели современный человек способен на такое?
Случай в Андах оказался из ряда вон выходящим. О нем писали газеты всех стран, а американские кинематографисты сняли художественный фильм «В живых» (в другом переводе — «Выжить»), в котором с документальной точностью воссозданы все перипетии страшной беды, постигшей пассажиров авиалайнера. Но в жизни все складывалось иначе…
Нандо Паррадо с Роберто Ганессой, ушел с места катастрофы, чтобы позвать кого-то на помощь. Они проделали трудный путь по непроходимым горам без карты и компаса, направляясь к чилийской границе через холод и тьму. 70 миль они прошли всего за 10 дней: «Если нам было суждено умереть, я хотел умереть, пытаясь выбраться. Нас вел инстинкт. Надежда», — написал Нандо впоследствии в своей книге.
Пастухи, увидевшие странных людей в лохмотьях, убежали от них тогда.
Спасательные вертолеты прилетели намного позднее, да и то смогли взять на борт только часть людей. Но, как говориться, лучше поздно, чем никогда. Однако в свой прежний мир уцелевшие в горах вернулись совершенно другими людьми. Да и взгляды на жизнь у них сильно изменились: вскоре радость спасения омрачилась чувством стыда. Практически все пассажиры прошли многочисленные сеансы психотерапии, которые должны были снять с них чувство вины. Хотя некоторые из них во время медицинских сеансов спокойно рассуждали о спорте, много шутили и спрашивали психоаналитиков, как те повели бы себя на их месте. Сегодня кардиолог Ганесса, который первым начал есть мертвую плоть, с иронией вспоминает о тех днях, а свои рассказы перемежает эпизодами любимого фильма «Молчание ягнят», с Энтони Хопкинсом в роли каннибала. Сын художника Карлито Паэс впоследствии вспоминал: «Здесь, внизу, каждый пытается сожрать своего ближнего. А там, наверху, наши отношения были чистыми, глубоко нравственными. Да, да, как бы странно это ни звучало. И я отдал бы все на свете, чтобы пережить это заново».
С благодарностью вспоминает заботу друзей там, в Андах, и фермер Коча Инчиарте. Тогда он настолько ослаб, что уже не мог встать, — и друзья приносили ему в бутылке талый снег, бесценный в тех условиях. Без их помощи и поддержки ему бы не выжить. Несмотря ни на что, они сохраняли дружеские отношения и не возненавидели друг друга, что уже само по себе удивительно.
«Первыми съели членов экипажа…»
А недавно и Нандо Паррадо написал свою историю о тех событиях. Честно и откровенно рассказал он читателям, как пересек Анды пешком, держа в руке носок, наполненный человеческим мясом, поддерживавшим его силы. Рассказал и о том, что поедание мертвых было для них единственной возможностью выжить на заснеженном склоне, и еще, как в той отчаянной ситуации уцелевшие пассажиры, сгрудившись, чтобы согреться, в разбитом фюзеляже, медленно расчленяли трупы, благо, что они замерзли в снегу и не разлагались. И как они ели внутренние органы и раскалывали черепа, чтобы выесть мозг. Кстати, в качестве режущих инструментов они использовали осколки стекла, а первыми были съедены тела членов экипажа — ведь с ними никто не был знаком. Это уже потом выжившие вынуждены были перейти к трупам своих друзей.
Книга Нандо Паррадо «Чудо в Андах» — это душераздирающая картина событий. Читая искренние признания автора о том, как группа принимала решение съесть первое тело, невольно вздрагиваешь: «Некоторые думают, что я хотел поквитаться с пилотом за катастрофу, — говорит Нандо. — Он был виноват, это правда. Но мне было просто легче начать с пилота, потому что мы знали его не так хорошо, как остальных». Кстати, среди немногих женщин в самолете были его мать Ксения, военная беженка из Украины, и сестра Сюзи, которая скончалась от полученных травм через неделю на руках у брата.
Хотя группа решила не трогать их тела, Нандо опасался, что кто-нибудь потом их все-таки съест, и решил не допустить этого. Потому он тогда вызвался пойти за помощью. А вернувшись к месту катастрофы вместе со спасателями, Нандо очень обрадовался, что тела матери и сестры остались нетронутыми (их похоронили там же по всем правилам, над их могилами стоит простой стальной крест).
Сегодня Нандо по-прежнему не чувствует своей вины, как не чувствовал ее и тогда. Ему не снятся кошмары. Теперь ему 56, он добился процветания за эти годы и каждый день напоминает себе, как ему повезло, что он жив. И он никогда в жизни не считал, что совершил преступление, съев себе подобных. Ведь решался вопрос жизни и смерти.
«Я гарантирую, что 100% людей сделали бы на этой горе то же самое. Но здесь, внизу, это трудно себе представить. Они не понимают, каково это — остаться без привычных удобств и возможностей. У нас не было удобств и было только две возможности: умереть от голода или есть человеческое мясо», — убежден Нандо Паррадо.
Добавлю фильм созданный на основании этого происшествия
Остаться в живых. Чудо в Андах
(13384)