города призраки, Kitsault

Представьте себе небольшой город на берегу залива, почти 100 отличных домов, торговый центр, библиотека, бассейн и ни одной души вокруг. И так на протяжении 20 лет. Добро пожаловать в Китсолт, город-призрак в канадской провинции Британская Колумбия.

У Китсолта очень необычная судьба. Ему было суждено родится в далекой глуши, внезапно потерять всех жителей и умереть, и так же неожиданно возродится вновь. Ну почти возродится. Дома отремонтированы, дороги расчищены, работает электричество и водопровод, но в Китсолте по прежнему нет жителей.

Китсолт находится на краю света, в нескольких десятках километров от американской границы и штата Аляска. И это действительно край, даже по канадским меркам, прямо скажем, не самым придирчивым меркам в мире. Перефразируя слова известной песни — «Если ехать долго по грунтовой по дороге, то приехать можно далеко». Долго — это около 20 часов, далеко — это 1 440 километров от Ванкувера, включая приличный перегон по грунтовой дороге. Ближайший населенный пункт расположен почти в 200 километрах южнее.

Город является частной собственностью и попасть в него можно только с разрешения владельца.

Городок Китсолт обязан своему появлению американской горнодобывающей корпорации Phelps Dodge и молибденовому руднику, что расположен неподалеку. Его построили за очень короткий срок в 1979 году, как жилье для рабочих рудника и их семей. Цена на молибден была высокой и компания добытчик вложилась в строительство города для 1 200 человек, состоящего из 92 отдельностоящих домов, нескольких жилых зданий с 210 квартирами, торгового центра, школы, госпиталя, библиотеки и даже крытого олимпийского бассейна. Проект обошелся в 250 млн. долларов. Все было сделано для того, чтобы создать самые комфортные условия для работы и проживания вдали от цивилизации в суровых условиях севера Канады. Только это могло привлечь сюда на постоянную работу необходимые квалифицированные кадры. В домах были телефоны и кабельное телевидение. В торговом центре открыли отделение почты, банк, супермаркет и ресторан. Вечером можно было пойти в бар или поиграть в кёрлинг. У городской пристани стояли яхты и многочисленные лодки. Дома были обставлены современной мебелью, вокруг ухоженные газоны, широкие асфальтовые дорожки, фонари и лавочки для отдыха. На фоне потрясающей северной природы это казалось почти сказкой.

По домам видно, что они не новые и стоят без хозяина много лет, но это нормальные жилые дома в которые можно прямо сейчас селить людей.

Но сказка быстро стала былью, в 1982 году, всего через 18 месяцев после заселения города, цена на молибден резко упала и рудник пришлось закрыть, а все работы по добыче прекратить. Город стал финансовой обузой. В этой ситуации все, что оставалось сделать, это срочно вывезти рабочих и их семьи на большую землю, а про город забыть. Последние жители покинули его в 1983 году оставив оборудованные мебелью и всем необходимым дома, библиотеку, бассейн и торговый центр. Долгие годы единственным жителем был смотритель, живший тут круглогодично со своей женой и собакой. Зимой дороги заметало и транспортное сообщение отсутствовало. Связь была только по рации, а в экстренном случае можно было вызвать вертолет. Если, конечно, погода позволяла (тут мне сразу же вспомнилось «Сияние» Стивена Кинга).

Про город заговорили снова, когда в 1992 году он целиком был выставлен на продажу за 23,5 миллиона долларов. Ажиотажа это предложение не вызвало. Город на краю земли оказался никому не нужен. Простояв пустым еще 13 лет он был наконец продан канадскому бизнесмену индийского происхождения Кришнану Суфантирану всего за 7 миллионов долларов. Хотя трудно сказать много это или мало на самом деле.

Зачем он это сделал я так и не понял. Свой капитал он сколотил на торговле медицинским оборудованием и недвижимостью в штатах, поэтому вроде не дурак, но покупка целого города вдали от цивилизации, да еще и без четкой цели представляется мне авантюрой или поступком мечтателя, но никак не здравой инвестицией сулящей хоть какую-нибудь прибыль. Сам он хотел организовать в Китсолте что-то вроде наукограда, где некие ученые будут заниматься научной деятельностью не отвлекаемые ничем посторонним, кроме медведей. Но во-первых, ученые не идиоты, и переться в такую глушь ради тишины и науки вряд-ли будут. Во-вторых, их не сильно-то и отвлекают в больших городах. Поэтому вся эта затея представляется мне странной. Возможно этот номер может пройти с учеными завезенными из Индии, чтобы работали и не разбегались. Возможно это наоборот очень грамотный план. Правда теперь город преподносят уже как базу для отгрузки природного газа в Азию. Мол надо построить здесь порт, терминалы и дело сразу пойдет. Возможно это и случится, если конечно удастся пролоббировать подобное решение на уровне правительства, но что-то у меня и на этот счет сомнения.

Единственной надеждой может стать молибден, погубивший город 20 лет назад. Погибель может стать спасением. Цены на него сейчас снова делают добычу рентабельной, и вполне возможно, что скоро в город вернутся те, ради кого он был когда-то построен. Теперь когда вы знаете про интересное прошлое и туманное будущее города, самое время прогуляться по его улицам. Там есть на что посмотреть. Хранитель оказался очень ответственным человеком, и смог сделать так, что за прошедшие 20 лет город почти не разрушился. Высокое качество строительства и надлежащее содержание донесли до нас город в его первозданном виде. Косметический ремонт ему сделали сразу после покупки и сейчас он представляет из себя поистине удивительное зрелище.

Города призраки Канады. Китсолт — рай на Земле

(6206)